Карта территориальных органов Ространснадзора

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Главная страница Деятельность Транспортные происшествия 2017 год 28-05-2017 сход грузовых вагонов на станции Дно

28-05-2017 сход грузовых вагонов на станции Дно

В соответствии со статьей 20.1 Федерального Закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статьей 6.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №398 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министра транспорта РФ от 18.12.2014 №344 комиссией, назначенной приказом начальника Северо-Западного управления Госжелдорнадзора от 29.05.2017 № 60 под председательством зместителя начальника отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Власенко А.В. проведено расследование транспортного происшествия, допущенного 28 мая 2017года в грузовом поезде № 2292 на Дно Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Обстоятельства события:

28 мая 2017 г. в 2 часа 25 минут на железнодорожной станции Дно однопутного неэлектрифицированного участка Дно – Новинка Санкт-Петербург Витебского региона Октябрьской железной дороги при отправлении с 23-го пути Бологовского парка из-за падения давления в тормозной магистрали остановился поезд № 2292 с тепловозом 2ТЭ116 № 1701 приписки ООО «БалтТрансСервис» (далее ООО «БТС») под управлением машиниста локомотивного депо Дно Кузьмина А.С. Поезд следовал со скоростью 10 км/час.

При осмотре состава выявлен сход 3-х вагонов (цистерны, груз – мазут топочный, аварийная карточка № 906) 13-й с головы состава вагон не в сходе (первая тележка проследовала стрелку № 151 в сторону 20-го пути, вторая тележка по направлению 21-го пути), 14-й и 15-й вагоны на боку, 16-й вагон наклонен, в сходе всеми колёсными парами. Имеется течь груза из верхнего загрузочного люка у 14-го вагона.

Контрольные сведения.

Данные по тепловозу 2ТЭ116 № 1701 приписки ООО «БалтТрансСервис»: построен в августе 2004 г. ХК «Луганск тепловоз», введён в эксплуатацию 16 октября 2004 г. Последнее техническое обслуживание в объёме ТО-2 проходил в сервисном локомотивном депо Великолукское 27 мая 2017 г. Пробег от ТО-2 составил 205 км. Пробеги от технических обслуживаний и текущих ремонтов 2ТЭ116№1701 секция Б текущий ремонт в объеме ТР-2 выполнен 16 марта 2017 г. ООО «ЛокоТех-Промсервис» пробег -3957 км. 2ТЭ116№1701 секция А текущий ремонт в объеме ТР-2 выполнен 15 мая 2017 г. ООО «ЛокоТех-Промсервис» пробег - 3206км. 2ТЭ116№1701 секции А и Б – средний ремонт выполнен 20 июня 2015 г. АО «Даугавпилский локомотиворемонтный завод». Пробег секции А составил 230648 км. Пробег секции Б составил 212375 км.

Установлено что локомотив 2ТЭ116 № 1701 эксплуатируется в технически исправном состоянии. Замечаний по ведению поезда и управлению тормозами не выявлено.

Устройства сигнализации, централизации, блокировки, связи, электроснабжения работают исправно.

Нарушений режима ведения поезда и управления тормозами со стороны локомотивной бригады не допущено.

Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Дно (ТЧЭ-18) Октябрьской дирекции тяги в составе машиниста Кузьмина А.С. и помощника машиниста Васильева А.В. Машинист Кузьмин А.С. 1982 года рождения, 3 класс квалификации, 1 группа профпригодности, в должности с 12 октября 2011 г., образование среднетехническое. Помощник машиниста Васильев А.В., 1991 года рождения, прав управления локомотивом не имеет, 1 группа профпригодности, в должности с 23 сентября 2014 г., образование начальное техническое.

14-й вагон № 51314607: цистерна модели 15-1443, собственность Россия, собственник ООО «БТС», станция приписки Новоярославская Северной железной дороги, построен 1 сентября 1981 г. условное клеймо 143 ОАО «МЗТМ» Донецкой железной дороги, деповской ремонт 3 января 2016 г. условное клеймо 378 (вагонное депо ООО «БТС» Северной железной дороги). Текущий ремонт в объеме ТР-2 27 апреля 2017 г. условное клеймо 301 вагонное ремонтное депо Кочетовка АО «ВРК-2»

Юго-Восточной железной дороги по неисправности «тонкий гребень», пробег 100430 км при норме 160000 км, груз – мазут топочный, вес – 58 тонн, аварийная карточка № 906.

15-й вагон № 51493955: цистерна модели 15-150-27, собственность Россия, собственник ООО «БТС», станция приписки Кашпир Куйбышевской железной дороги, построен 12 марта 2003 г. условное клеймо 5 АО «НПК» Уралвагонзавод»» Свердловской железной дороги, деповской ремонт проведен 27 апреля 2017 г. условное клеймо 301 вагонное ремонтное депо Кочетовка АО «ВРК-2» Юго-Восточной железной дороги, пробег 6451 км при норме 160000 км, груз – мазут топочный, вес – 62 т, аварийная карточка №906.

16-й вагон № 53902870: цистерна модели 15-776, собственность Россия, собственник ООО «БТС», станция приписки Стенькино II Московской железной дороги, построен 28 апреля 2003 г. условное клеймо 27 ПАО «КВСЗ» Южной железной дороги, деповской ремонт 12 декабря 2015 г. условное клеймо 378 (вагонное депо ООО «БТС» Северной железной дороги), текущий ремонт в объеме ТР-2 24 марта 2017 г. условное клеймо 4092 вагонное эксплуатационное депо Рязань ОАО «РЖД» Московской железной дороги по неисправности «тонкий гребень», пробег 96113 км при норме 160000 км, груз – мазут топочный, вес – 61 т, аварийная карточка № 906.

Последствия:

В результате схода повреждены: 2 стрелочных электропривода, маневровый сигнал М139, путевой ящик рельсовых цепей 151-153СП, закладные болты в количестве 97 шт., клеммные болты в количестве 106 шт., 34 железобетонных переводных бруса; 10 железобетонных и 6 деревянных шпал, на стрелочном переводе № 157 упорные болты в количестве 5 шт., на стрелочном переводе № 155 – рамный рельс и контррельс, на стрелочном переводе № 153 рельсовая рубка от корня остряка до середины переводной кривой, правый рамный рельс с криволинейным остряком; на стрелочном переводе № 151 правый рамный рельс с криволинейным остряком, первая рабочая тяга, вагоны №51314607, 51493955, 53902870 в объеме деповского ремонта.

Характеристика места:

Двойной перекрестный стрелочный перевод № 155/157, профиль пути – спуск 3,1 %., путь не электрифицированный, типа Р-65, марки 1/9, уложен 23 ноября 2010 г., проект 2843, управление централизованное, подрельсовое основание – брус переводной железобетонный количество брусьев 90 шт., балласт – щебень, класс пути 5Г6, пропущенный тоннаж на 1 января 2017 г. – 104,73 млн.т.бр/км. Грузонапряженность 17,2 млн. тонн, установленная скорость движения поездов 25 км/ч.

4 мая 2017 г проверка путеизмерительной тележкой ПТ-7МК № 3173 (оператор Иванов) съезда 157-159 и 100 м по направлению пути №23 выявлена 21 неисправность в т.ч. 2 степени - 15шт. (уровень-1шт., уширение – 14 шт.), 3 степени – уширение 5 шт., 4 степени – уширение 1 шт.;

2 мая 2017 г. проверка путеизмерительной тележкой ПТ-7МК № 3173 (оператор Иванов) съезда 153-155 выявлено 16 неисправностей 2 степени: уширение – 11 шт., уровень – 5 шт.;

14 апреля 2017 г. проверка путеизмерительной тележкой ПТ-7МК № 1866 (оператор Иванов) съезда 153-155 выявлено 24 неисправности 2 степени: уширение – 22 шт., перекос – 2 шт.;

Проверка средствами дефектоскопии: периодичность проверки дефектоскопными тележками 1 раз в 3 месяца - соблюдается. Последняя проверка съемным дефектоскопом РДМ-2 № 1165 проведена 27 апреля 2017 г., дефектов не выявлено, отметок на вторичный контроль не выдавалось.

Весенний осмотр пути, искусственных сооружений, земляного полотна и путевых обустройств согласно утвержденного графика осмотров проведен в период с 28 апреля по 3 мая 2017 г. под председательством начальника Дновской дистанции пути Попова С.В.

В результате осмотра выявлено 11 неисправностей пути:

на стрелочном переводе № 155: ширина колеи у острия остряков по направлению стрелочного перевода № 159 - 1541 мм, контрольное расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса 1473 мм, вертикальный износ усовика острой крестовины 7 мм;

на стрелочном переводе № 157 боковой износ внутреннего рамного рельса по правой нити 6 мм, ширина колеи в корне остряков по прямому направлению 1539 мм, провисание левого и правого внутреннего остряка на 4-х брусьях 4 мм, ширина колеи в переднем стыке рамного рельса 1539 мм, дефектные стрелочные башмаки по левой нити 3 шт., деформированы закладные болты 8 шт., отрегулировать ширину желоба в контррельсе по боковому направлению.

Неисправностей, требующих ограничений скорости и закрытия движения поездов, не выявлялось.

Погодные условия: темно, без осадков, температура наружного воздуха + 10,8 С, ветер северо-восточный 1,8 м/с.

Действия, проведенные при расследовании:

Проведена проверка технического состояния локомотива, исправности автотормозного оборудования, приборов безопасности и радиосвязи локомотива, рассмотрены данные по расшифровке скоростимерной ленты. Проверено техническое состояние устройств автоматики и телемеханики, радиосвязи, прослушаны записи регламента служебных переговоров, взяты объяснения с причастных работников. Изучена необходимая документация, проведена проверка видимости сигналов и технического состояния путей и стрелочных переводов, проведён инструментальный обмер деталей вагонов, колёсных пар, тележек и их составных частей.

 Кем и какие нарушения нормативных документов допущены:

В соответствии с пунктом 18.1 Руководящего документа «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту», вагонное ремонтное депо Кочетовка АО «ВРК-2» несет ответственность за качество проведенного ремонта, а также исправную работу вагона, его узлов и деталей до следующего планового ремонта вагона.

В нарушение требований пункта 23.3 «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм», утвержденного советом по железнодорожному транспорту государств- участников содружества, протоколом N2 57 от 16-17 октября 2012г), а так же требований пункта 14.6 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 цв 052-2009», утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. N2 57) вагонным ремонтным депо Кочетовка АО «ВРК-2» 27 апреля 2017 г. при проведении деповского ремонта под вагон N2 51493955 была установлена колесная пара N2 478345 с разницей диаметров колес 5,4 мм при норме не более 0,5 мм. Разница 5,4 мм диаметров колес одной оси является превышением предельно допустимых размеров и может привести к сходу вагона с рельсов.

По данным журнала учета ремонта и оборота колесных пар формы ВУ-53 колесная пара № 478345 (первая по ходу движения) выпущена из ремонта с диаметром левого колеса 906 мм, правого колеса 906 мм, толщиной гребня левого колеса 30 мм, правого колеса 30 мм. При проведении замеров в ходе расследования установлено, что диаметр левого колеса составляет 906,1 мм, правого колеса 911, 5 мм, толщина гребня левого колеса 26 мм, правого колеса 30 мм.

По данным журнала учета ремонта и оборота колесных пар формы ВУ-53 колесная пара №714177 (третья по ходу движения) выпущена из ремонта с диаметром левого колеса 918 мм, правого колеса 918 мм, толщиной гребня левого колеса 30 мм, правого колеса 30 мм. При проведении замеров в ходе расследования установлено, что диаметр левого колеса составляет 906 мм, правого колеса 902 мм, толщина гребня левого колеса 30 мм, правого колеса 25,5 мм.

По данным журнала учета ремонта и оборота колесных пар формы ВУ-53 колесная пара №45227 (четвертая по ходу движения) выпущена из ремонта с диаметром левого колеса 906 мм, правого колеса 906 мм, толщиной гребня левого колеса 30 мм, правого колеса 30 мм. При проведении замеров в ходе расследования установлено, что диаметр левого колеса составляет 911 мм, правого колеса 906 мм, толщина гребня левого колеса 30 мм, правого колеса 26,5 мм.

Указанные разницы диаметров колесных пар привели к интенсивному износу гребней колес величиной от 3,5 до 4,5 мм при пробеге 6451 км. В нарушение пункта 23.3 «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм» разница толщины гребней колес одной оси, составила 4 мм у колесной пары №478345 (первая по ходу движения); 4,5 мм у колесной пары 714177 (третья по ходу движения); 3,5 мм у колесной пары 45227 (четвертая по ходу движения) при норме не более 3 мм.

В нарушение пункта 10.6 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009», утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57) вагонным ремонтным депо Кочетовка АО «ВРК-2» 27 апреля 2017 г. при проведении деповского ремонта вагона № 51493955 не было обеспечено увеличение к низу расстояния между неподвижными фрикционными планками на 4-10 мм. У боковой рамы №38872 увеличение к низу расстояния между неподвижными фрикционными планками составляет 3 мм, у боковых рам № 69017 и 71903 составляет 3,5 мм.

В нарушение пункта 8.18 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009», утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57), вагонным депо ООО «БТС» 3 января 2016г. при проведении деповского ремонта, вагон № 51314607 был укомплектован боковой рамой № 23999 с разницей расстояния между стенками проема боковой рамы и наружными челюстями буксовых проемов 5мм при норме не более 3мм.

В нарушение требований пункта 10.3 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009», утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57),  вагонным депо ООО «БТС» 3 января 2016 г. при проведении ремонта у вагона № 51314607 (боковая рама № 25516) были установлены фрикционные клинья с суммарным износом рабочих поверхностей 7 и 5 мм, (боковая рама №26011) с износом 5 и 5 мм, (боковая рама 25753) с износом 4 и 4 мм при норме не более 3 мм.

Вагонным депо ООО «БТС» 3 января 2016 г. при проведении деповского ремонта вагона №51314607 не были восстановлены наклонные плоскости надрессорной балки №86617, при измерении выявлено 8 и 6 мм соответственно при предельно допустимом значении не более 6 мм в соответствии с требованиями п.7.5, 9.5.4 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009», утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57).

В нарушение пункта 10.6 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009»       вагонным депо ООО «БТС» 12 мая 2015 г. при проведении деповского ремонта вагона № 53902870 не было обеспечено увеличение к низу расстояния между неподвижными фрикционными планками на 4-10 мм. У боковой рамы

№ 26389 увеличение к низу расстояния между неподвижными фрикционными планками составляет 3 мм, у боковых рам № 90591 и 90266 составляет 3,5 мм.

Вагонным депо вагонного депо ООО «БТС» 12 мая 2015 г. при проведении деповского ремонта вагона №53902870 не были восстановлены наклонные плоскости надрессорной балки № 64117, на момент схода износ составил 7 и 6 мм соответственно при норме не более 6 мм.

Работниками вагонного ремонтного депо Кочетовка АО «ВРК-2» при проведении деповского ремонта вагона №51493955 нарушены требования:

пункта 23.3 «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм», утвержденного советом по железнодорожному транспорту государств-участников содружества, протоколом № 57 от 16-17 октября 2012г) в части установки колесных пар с разницей диаметров более 0,5 мм на одной оси;

пункта 10.6 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009», утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57) в части не обеспечения увеличения к низу расстояния между неподвижными фрикционными планками в пределах 4-10 мм.

Работниками ООО «БТС» при проведении деповского ремонта вагонов № 51314607, 53902870 нарушены требования:

пункта 8.18 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009», утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57) в части укомплектования вагона боковой рамой с разницей расстояний между стенками проема боковой рамы и наружными челюстями буксовых проемов  более 3 мм;

пункта 10.6 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009», утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57) в части не обеспечения увеличения к низу расстояния между неподвижными фрикционными планками в пределах 4-10 мм.

пункта 9.5.1 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009», утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57) в части не восстановления наклонных плоскостей надрессорной балки.

Руководителями Дновской дистанции пути нарушены требования:

пунктов 4.2.1 и 4.2.3. Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС России 1 июля 2000 г.

№ ЦП-774 в части проведения осмотров и проверок пути, сооружений и устройств;

Расследованием установлено, что первым сошел с рельс грузовой вагон № 51493955, о чем свидетельствуют следы на колесных парах, а также характер изгиба хвостовика автосцепки вагона №51314607 (вправо по ходу движения поезда) и положение его кузова (под углом 45 градусов к оси рельсового пути с выносом хвостовой части вагона вправо).

Выводы. Причинно-следственные связи.

Эксплуатация вагона №51493955 с колесными парами № 478345, 714177, 45227 с разницами диаметров колес одной оси 5,4 мм, 5 мм, 3,5 мм соответственно, привела к интенсивному износу гребней колес с правой стороны по ходу движения вагона. Как следствие, при движении вагона происходило непрерывное смещение тележек в сторону колес меньшего диаметра (вправо по ходу движения) в результате чего при скорости 10 км/ч произошло набегание первой колесной пары первой по ходу движения тележки 15-го с головы поезда вагона №51493955 на правый внутренний остряк стрелочного перевода № 155 на расстоянии 560 мм от его начала с последующим прокатыванием гребня колеса между остряком и рамным рельсом. На расстоянии 2200 мм от начала остряка произошел «провал» левого колеса первой тележки внутрь между рамным рельсом и отведенным остряком с дальнейшим разрушением упорных накладок и срезанием стыковых болтов в корнях остряков. Сошедший вагон при соударении колесной парой с левым контррельсом и последующим изломом контррельсовой пластины, проследовал по съезду 157-153, и далее из-за соударения колеса с крестовиной стрелочного перевода №153 произошло опрокидывание вагона № 51493955, повлекшее за собой возникновение повышенных поперечных нагрузок, передаваемых через автосцепные устройства на соседние вагоны № 51314607, 53902870 с последующим опрокидыванием впереди следовавшего вагона № 51314607 и сходу всеми колесными парами грузового вагона № 53902870 следующего за ним.

Причиной схода вагонов в грузовом поезде № 2292 послужило нарушение требований руководящих документов, при выполнении планового вида ремонта (деповского) грузового вагона № 51493955 27 апреля 2017 г в ремонтном вагонном депо Кочетовка АО «ВРК-2» Юго-Восточной железной дороги (клеймо 301), а именно пункта 18.1 Руководящего документа «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту», пункта 23.3 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденного на 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 16-17 октября 2012 г., пункта 10.6 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009».

Руководителями Дновской дистанции пути не обеспечено выполнение пунктов 4.2.1, 4.2.3, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС России 1 июля 2000г. № ЦП-774, в части проведения осмотров и проверок пути, сооружений и устройств.

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. №344, данное событие классифицировать, как сход железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции при поездной работе.

20170528_112548 20170528_112623

Дата последнего изменения 15 февраля 2019 19:24