Карта территориальных органов Ространснадзора

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Главная страница Деятельность Транспортные происшествия 2017 год 18.02.2017 сход вагона на станции Которосль

18.02.2017 сход вагона на станции Которосль

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального Закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пунктом 6.2 Постановления Правительства Российской федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», Приказом Министерства транспорта РФ от 18.12.2014 № 344 «Об утверждении положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», приказом от 20.02.2017 № 31 начальника Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проведено расследование по случаю события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, произошедшего 18 февраля 2017 на станции Которосль Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

На основании материалов, представленных субъектом железнодорожного транспорта, установлено следующее.

18 февраля 2017 года в 16 часов 20 мин при прибытии на станцию Ярославль-Главный Ярославского территориального управления Северной железной дороги по команде дежурной по станции Ярославль-Главный Смирновой Т.Н. по причине потери контроля стрелки № 536 служебным торможением остановлен грузовой поезд № 2558 индекс 2300-038-3100, 67 вагонов, вес – 1867 т, с электровозом ВЛ10 № 414 под управлением локомотивной бригады приписки эксплуатационного локомотивного депо Ярославль-Главный Северной дирекции тяги. При осмотре по заданию ДСП Смирновой Т.Н. стрелочного перевода № 536, монтерами пути выявлен сход 65-го с головы состава шестнадцатиосного вагона-транспортера 4-мя первыми по ходу движения двухосными тележками.

При осмотре места схода установлено: сход вагона № 39790050 произошел на пошерстном стрелочном переводе № 1 станции Которосль. В сошедшем состоянии вагон проследовал 429 метров, включая железнодорожный мост через реку Которосль.

В результате схода повреждено 1388 клеммных болтов, 621 закладной болт, 12 стыковых болтов, 2 дроссель-трансформатора ДТ-0,2-500, на стрелочном переводе № 536 станции Ярославль-Главный повреждены 1-я межостряковая и контрольные тяги, на стрелочном переводе № 1 станции Которосль повреждены 1-я межостряковая и контрольные тяги. Вагон № 39790050 поврежден в объеме текущего ремонта.

Погодные условия: светло, температура воздуха – 10С, ветер западный 7-12 м/с.

Характеристика пути:

Стрелочный перевод № 1 станции Которосль, оборудован электрической централизацией, оборудован пневмообдувкой, левый, проекта 2901, Р-65, марка 1/11, брус железобетонный, негодных брусьев – нет, балласт щебеночный, уложен 10.10.2016, пропущенный тоннаж                    30 млн.т.бруто., по маршруту движения поезда – боковое направление, правая кривая.

Характеристика моста:

Железнодорожный мост через реку Которосль построен в 1932 году, реконструкция в 2006 году с заменой всех 3-х пролетных строений, с усилением промежуточных опор ж/б рубашками с опиранием на обрезы фундамента. Полная длина моста 181,18 м. Расстояние от подошвы рельса до уровня межени (минимальной отметки земли) 13,24 м. Вид мостового полотна – плиты БМП. Мост оборудован челноками.

Техническая характеристика 1 главного пути: класс, группа, категория – 1Б4, грузонапряженность – 64,2 млн.тонн брутто в год, рельсы Р-65, капитальный ремонт – реконструкция 2009 года, балласт - щебень, шпалы железобетон, скрепление – КБ, план пути - прямая, установленная скорость -70/60 км/час.

Перегон Которосль – Ярославль-Главный по 1 пути имеет длину 212,88 м.

Профиль пути: по ходу движения поезда спуск 4,6‰, в плане кривая (левая) R-940 м.

Стрелочный перевод № 536 тип – Р-65, марка 1/11, радиус переводной кривой 300м, год укладки – 28.09.2016, переводный брус – железобетон, балласт – щебеночный, пропущенный тоннаж на 01.01.2017 – 18,75 млн. т.брутто, установленная скорость 70/60 км/час - прямо, 40 км/час на – бок.

Локомотив ВЛ10 № 414 приписки ТЧЭ Ярославль-Главный построен 27.02.1972 на ТЭВЗ. Заходов на неплановый ремонт от ТР-1 не было, эксплуатируется в технически исправном состоянии, нарушений режима ведения поезда и управления автотормозами со стороны локомотивной бригады допущено не было.

Характеристика 65-го вагона № 39790050: порожняя 16-осная платформа - транспортёр сцепного типа (турникет подвижный)            модель: 14-Т054, построен 01.05.1976 ПАО «Лугансктепловоз», капитальный ремонт с продлением срока службы до 2022 года проходил 28.12.2016 в РВД Лиски АО «ВРК – 2» (клеймо 492) Юго-Восточной ж.д., собственник Россия. Станция формирования Орехово-Зуево Московской ж.д., станция назначения Бронка Октябрьской ж.д.

Поезд № 2558 (индекс 2300-038-3100) сформирован на станции Орехово-Зуево Московской ж.д., станция назначения Ярославль-Главный Северной ж.д. Техническое обслуживание состава поезда производилось в сутках 18.02.2017 на ПТО станции Орехово-Зуево Московской ж.д. в смену старшего осмотрщика-ремонтника вагонов Дмитренко М.Г. стаж работы в должности с 16.11.2013. Начало технического обслуживания в 7 часов 17 минут, окончание – в 8 часов 02 минуты. Время технического обслуживания составило 45 минут, при норме 45 минут.

От ПТО станции Орехово-Зуево Московской ж.д. до места схода поезд проследовал 256 км без остановок, 13 приборов КТСМ, 27 УКСПС. Проследовал 13 постов безопасности. Дежурными работниками постов безопасности переезд 239 км станции Семибратово, переезд 249 км станции Коромыслово и переезд 262 км станции Козьмодемьянск замечаний по проследованию поезда № 2558 не выявлено. Со станции Рязанцево вагон № 39790050 следовал со скрытыми показаниями КТСМ. Станция Рязанцево 6 ось левая сторона УР-90С, станция Полянки 6 ось левая сторона УР-120С.

Из расшифровки АСДК установлено, что:

в 16 час. 12 мин. 07 сек. проход поезда № 2558 по станции Которосль, приготовлен маршрут приема на станцию Ярославль-Главный, занятие выходной горловины станции Которосль.

в 16 час. 12 мин. 44 сек. поезд № 2558 вступил на участок 1МП станции Ярославль–Главный.

в 16 час. 13 мин. 20 сек. поезд №2558 вступил на участок 536/538 СП.

в 16 час. 14 мин. 47 сек. поезд № 2558 вступил на участок 530 СП по станции Ярославль-Главный, освободил второй путь по станции Которосль, приготовление маршрута приема поезда № 2560 на второй путь, входной светофор 2Ч - открыт.

в 16 час. 15 мин. 22 сек. стрелка №1/3 потеряла контроль под поездом № 2558 на станции Которосль, поезд № 2558 занял участок 106-116 СП на станции Ярославль-Главный.

в 16 час. 15 мин. 24 сек. по станции Которосль появился контроль стрелки № 1/3, поезд № 2558 на участке 1СП станции Которосль, продолжает прибывать на станцию Ярославль-Главный.

в 16 час. 15 мин. 35 сек. поезд № 2558 освободил участок 1СП по станции Которосль, занят участок 120-122 СП на станции Ярославль-Главный.

в 16 час. 15 мин. 41 сек. для приготовления маршрута отправления поезда № 2560 со второго пути станции Которосль, нажата кнопка перевода съезда № 1/3 из минусового в плюсовое положение, на пульте ДСП Которосль отсутствует индикация контроля положения съезда № 1/3, поезд № 2558 продолжает прибывать на станцию Ярославль- Главный.

в 16 час. 15 мин. 58 сек. на пульте ДСП Которосль включается звонок взреза, съезд № 1/3 контроля не имеет.

в 16 час. 18 мин. 12 сек. поезд № 2558 освободил участок 1НП станции Которосль, съезд №1/3 на станции Которосль не имеет контроля положения, поезд № 2558 освободил 1-й путь перегона Которосль-Ярославль-Главный, занял участок 404-406 СП на станции Ярославль-Главный.

в 16 час. 18 мин. 25 сек. стрелка №1/3 на станции Которосль контроля положения не имеет, на станции Ярославль-Главный стрелка № 536 потеряла контроль под составом. Поезд № 2558 продолжает движение.

в 16 час. 18 мин. 36 сек. на пульте ДСП Ярославль-Главный включается звонок взреза, стрелка № 536 контроля не имеет.

в 16 час. 18 мин. 38 сек поезд № 2558 освободил бесстрелочный участок пути от светофора ЧК до светофора М4. Стрелки №1/3 по станции Которосль и № 536 по станции Ярославль-Главный не имеют контроля положения, поезд № 2558 остановлен.

При осмотре вагона № 39790050 на месте схода выявлено отсутствие кронштейна крепления подвески тормозного башмака, отсутствие 4-х болтов и 2-х шпилек его крепления, наличие следов взаимодействия и наклепа на полочке боковой рамы шестой колесной пары с левой стороны по ходу движения. С противоположной стороны на 1-ой шпильке М24 крепления кронштейна подвески тормозного башмака отсутствуют гайка, контргайка, на 2-ой шпильке М24 отсутствует контргайка, ослаблена гайка. На одном болте М24 ослаблена контргайка. В результате схода деформирован и обломан литой кронштейн крепления тормозного башмака пятой колесной пары с правой стороны.

При осмотре места схода на стрелочном переводе № 1 и участка пути до и после места схода выявлено, что по маршруту следования поезда по станции Которосль на левом рельсе пути № 2 и стрелочных переводах №№5,3 видны следы волочения, в переводной кривой стрелки № 5 оборван стыковой соединитель. Часть кронштейна крепления подвески тормозного башмака находится в районе правого остряка стрелочного перевода № 1 между второй и третьей межостряковыми тягами, в шпальном ящике между 17 и 18 брусом, под остряком внутри колеи. С левой стороны по ходу движения поезда, в районе переднего стыка правого рамного рельса, внутри колеи находится кронштейн с тормозным башмаком со следами деформации от наезда подвижного состава.

Расследованием установлено, что при скорости следования поезда 13 км/ч после наезда 7-ой оси на кронштейн с тормозным башмаком происходит сход 4-ой тележки (7,8 ось) внутрь колеи, а 3-ей тележки (5,6 ось) наружу колеи, о чем свидетельствуют следы воздействия гребней колес на тяги стрелочного перевода и вертикальные болты крепления рамного рельса. После этого вагон проследует мост через реку Которосль, оборудованный челноками. Указанный характер схода подтверждается видео и фотофиксацией на АСКО ПВ, установленной между мостом и стрелкой № 536 станции Ярославль-Главный. При проследовании по противошерстному стрелочному переводу № 536 происходит сход 1-ой и    2-ой тележек вагона.

При комиссионном осмотре вагона № 39790050 выявлены следующие нарушения действующей нормативно – технической документации по капитальному ремонту, допущенные в рефрижераторном вагонном депо Лиски:

В нарушение требований КТД 2407.01001.00080 «Комплекта технологической документации на ремонт специальных тележек модели      18 – 6052, 18 – 6052 – 01, 18 – 1853» не закреплены гайки болтов крепления скользунов.

В нарушение требования пункта 3.2 РД 732-ЦВ-ЦЛ «Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов» не приварен кронштейн крепления тормозной магистрали с левой стороны первой по ходу тележки.

В нарушение требований пункта 5.5 РД 732-ЦВ-ЦЛ «Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов» подводящая трубка от магистрального воздухопровода к рабочей камере выполнена с промежуточным муфтовым соединением.

В нарушение требований пункта 3.19 РД 732-ЦВ-ЦЛ «Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов» магистральный воздухопровод имеет восемь муфтовых соединений, не имеющих дополнительного крепления по обеим сторонам на расстоянии 280 – 300 мм.

В нарушение требований пункта 3.5 РД 732-ЦВ-ЦЛ «Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов» в соединительные рукава установлены уплотнительные кольца КУ с истекающим сроком годности в межремонтный период.

14 болтов кронштейнов траверс в соответствии с КТД 2407.01001.00080 «Комплектом технологической документации на ремонт специальных тележек модели 18 – 6052, 18 – 6052 – 01, 18 – 1853», разработанной в АО «ВРК-2», закреплены без постановки шплинтов (вместо шплинтов установлены контргайки), что противоречит требованиям пункта 1.9.2 «Руководства по капитальному ремонту транспортеров»                        РД 32 ЦВ 140 – 2013. В нарушение требований КТД 2407.01001.00080 «Комплекта технологической документации на ремонт специальных тележек модели 18 – 6052, 18 – 6052 – 01, 18 – 1853» ослаблены три болта кронштейнов траверс в 3-й и 8-й тележках по ходу движения.

Фиксирующий кронштейн и кронштейн – державка расцепного рычага закреплены с нарушениями требований пункта 2.6.1 Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог без применения контргаек. В нарушение требований пункта 2.7.1 Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог на упорных плитах отсутствуют клейма предприятия, производившего ремонт.

В нарушение требований раздела 2.6 Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог не затянута контргайка и отсутствует шплинт крепления цепочки расцепного привода.

В нарушение требований пункта 2.11 «Руководства по капитальному ремонту вагонов» утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол № 54 от 18-19 мая 2011 г. отверстия в опорах для крепления груза прожжены резаком.

В нарушение требований пункта 6.19 РД 32 ЦВ 140 – 2013 «Руководства по капитальному ремонту транспортеров» зазоры в шарнирных соединениях рычажной передачи составили до 6 мм при норме не более 0,5 мм.

Причиной схода вагона № 39790050 явилось нарушение работниками РВД Лиски АО «ВРК-2» пункта 6.19 РД 32 ЦВ 140 – 2013 «Руководство по капитальному ремонту транспортеров» в части некачественного ремонта шарнирных соединений тормозной рычажной передачи, что привело к повышенным динамическим нагрузкам и вибрации в тормозной рычажной передаче с последующим нарушением крепления подвески тормозного башмака и его последующим падением.

В соответствии с пунктом 4 Приказа Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344 «Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировать, как сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе.

Дата последнего изменения 15 февраля 2019 19:24