Карта территориальных органов Ространснадзора

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Главная страница Деятельность Транспортные происшествия 2017 год 05.07.2017 Сход подвижного состава на перегоне Ефимовская –...

05.07.2017 Сход подвижного состава на перегоне Ефимовская – Коли

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального Закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пунктом 6.2 Постановления Правительства Российской федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», Приказа Министерства транспорта РФ от 18.12.2014 № 344 «Об утверждении положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», приказом от 05.07.2017 № 72 начальника Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проведено расследование по случаю события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом на перегоне при поездной работе, повлекшее за собой сход первой колесной пары электровоза ЧС2Т № 1041, допущенного 05 июля 2017г. в 14 часов 02 минут на 266 км пк 3 II главного пути перегона Ефимовская – Коли Волховстроевского региона Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

На основании материалов, представленных субъектом железнодорожного транспорта, установлено следующее.

  1. Обстоятельства события.

5 июля 2017 г. в 14 часов 02 минут на 266 км пк 3 II главного пути перегона Ефимовская – Коли двухпутного электрифицированного участка Подборовье – Тихвин при скорости 31 км/час допущено столкновение электровоза ЧС2Т № 1041 приписки эксплуатационного локомотивного депо

Санкт-Петербург Московский, под управлением машиниста этого же депо Алферова А.П., помощника машиниста Белого С.Н., следовавшего с пассажирским поездом № 77 сообщением Воркута – Санкт-Петербург (15 вагонов, вес 853 т, 60 осей, населенность 465 пассажиров) с находящимся в габарите II главного пути правым распределительным транспортером щебнеочистительной машины РМ-80 № 02, приписки Гатчинской механизированной дистанции пути дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Октябрьской дирекции инфраструктуры с последующим сходом первой колесной парой первой по ходу движения тележки электровоза.

В соответствии с телеграммой-разрешением первого заместителя начальника железной дороги М.О.Глазкова от 3 июля 2017 г. № ДОК-6/123 на предоставление «окна» продолжительностью 52 часа для производства работ по среднему ремонту со сплошной сменой рельсов I главного пути перегона Ефимовская – Коли силами Опытной путевой машинной станции № 8 и путевой машинной станции № 77 Октябрьской дирекции по ремонту пути «Путьрем», движение поездов с 7 часов 5 июля 2017 г. было организовано по II главному пути вышеуказанного перегона.

Единым руководителем работ назначен начальник Опытной путевой машинной станции № 8 Октябрьской дирекции по ремонту пути «Путьрем» (далее – ОПМС № 8) Поляков А.А. Ответственным за безопасное производство работ щебнеочистительной машиной РМ-80 № 02 назначен дорожный мастер ОПМС № 8 Михайлов В.В. Сигналистом при машине

РМ-80 № 02 назначен монтер пути третьего разряда ОПМС № 8 Зотеев Д.А.

Заявка на «окно» 5 июля 2017 г. по системе АС АПВО создана

30 июня 2017 г. в 8 часов 55 минут Опытной путевой машинной станцией

№ 8. На момент подачи заявки технология производства работ рассмотрена порядком, установленным Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2014 г № 3154р (Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах Российской Федерации, утверждённой приказом заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации С.А. Гришина от 16 ноября 2001 года № ЦД-862). Первым заместителем начальника железной дороги Глазковым М.О. 18 марта 2017 г. утвержден график производства работ на участке с 264 км ПК 7 по 274 км ПК 4 (протяженностью 9,72 км). Проект производства работ по среднему ремонту со сплошной сменой рельсов I главного пути перегона Ефимовская – Коли согласован 10 апреля 2017 г. заместителем главного инженера железной дороги Зыряновым С.Л. установленным порядком.

В связи с допущенным отставанием от графика проведения работ по причине неисправности щебнеочистительной машины РМ-80 № 02 возникла необходимость изменения наименования, количества используемых хозяйственных единиц, а также порядка их отправления на закрытый перегон, однако начальником ОПМС № 8 Поляковым А.А. заявка на внесение изменений в телеграмму-разрешение не подана.

Предоставлено «окно» продолжительностью 12 часов

с 7 до 19 часов 5 июля 2017 г. со снятием напряжения контактной сети

по I главному пути для производства работ по укладке плетей (1600 м), работ путевых машин ПРСМ, Дуоматик и СЗП.

Ответственным за безопасность движения поездов, проверку габарита и ограждение места производства работ назначен исполняющий обязанности начальника Тихвинской дистанции пути Зеборг Б.Э.

Согласно заявке № 1 руководителя работ Полякова А.А. и приказа диспетчера поездного Маркушевой Е.Д. № 115 щебнеочистительная машина

РМ-80 № 02 отправлена к месту производства работ по I главному пути перегона Ефимовская – Коли хозяйственным поездом № 8508 до 267 км ПК 5 с прибытием на железнодорожную станцию Ефимовская в 18 часов

6 июля 2017 г.

Заявка на выдачу предупреждения формы ДУ-61 подана

и.о. начальника Тихвинской дистанции пути Зебургом Б.Э. по форме № 2 вместо формы № 6. При этом в заявке указано ограничение скорости до

60 км/час, вместо разрешенной скорости 50 км/час.

При запланированном проведении работ по замене плетей (1600 м) на участке с 271 км ПК 3 по 272 км ПК 9 сигнальными знаками «начало опасного места» и «конец опасного места» огражден участок пути и выдано предупреждение на поезда, согласно книги записи предупреждений формы ДУ-60, об «Остановке у красного сигнала, при отсутствии скорость 60 км/час, негабаритные машины на соседнем пути» на участок 265 км ПК 4-10, при том, что фактически работы по очистке щебня производились на 266 км ПК 3. В месте работы щебнеочистительной машины РМ-80 № 02 не выставлены сигналисты.

В 13 часов 45 минут работа щебнеочистительной машины РМ-80 № 02 была приостановлена по причине неустойчивой работы баровой цепи. Бригада путевой машины в составе машинистов Смирнова А.В.,

Мишина С.П., Ларионова А.С., Яковлева Н.А. и Долганова А.Г. приступила к определению причины неисправности.

В это время монтер пути ОПМС № 8 Зотеев Д.А., назначенный сигналистом, доверил исполнение своих обязанностей монтеру пути этой же путевой машинной станции Лебедеву И.В.

При приближении пассажирского поезда № 77 по II главному пути, монтер пути Лебедев И.В. по носимой радиосвязи передал в эфир информацию о приближении поезда к месту работы щебнеочистительной машины РМ-80 № 02. Не получив подтверждения восприятия информации от бригады путевой машины, монтер пути Лебедев И.В. предпринял попытку подачи звукового сигнала нажатием кнопки на стационарном щите управления машиной РМ-80 № 02, при этом (на основании материалов, представленных субъектом железнодорожного транспорта) возможно непроизвольно задел рычаг (джойстик) привода механизма поворота транспортера распределения очищенного щебня, в результате чего произошло включение и выдвижение транспортера в габарит подвижного состава II главного пути, по которому приближался поезд № 77.

Следуя с поездом № 77 по II главному пути при скорости 76 км/ч в режиме регулировочного торможения за 250 м локомотивная бригада увидела находящуюся в габарите механическую часть машины РМ-80 № 02, применила экстренное торможение, но из-за малого расстояния при скорости 31 км/час допустила столкновение с транспортером распределения очищенного щебня. Фактический тормозной путь составил 375 м при расчетном 417 м.

Для ликвидации последствий схода подвижного состава на перегоне Ефимовская – Коли подняты восстановительные поезда станций Бабаево и Волховстрой.

  1. Контрольные сведения.

Электровоз серии ЧС2Т № 1041 построен в 1976 г., пробег от начала эксплуатации 5877479 км. Пробег от капитального ремонта, выполненного в условиях Ярославского электровозоремонтного завода 21 марта 2008 г. – 1407210 км. Пробег от среднего ремонта, выполненного в условиях Ярославского электровозоремонтного завода 24 июля 2012 г. – 683674 км. Пробег от текущего ремонта в объеме ТР-3 – 304989 км. Пробег от текущего ремонта в объеме ТР-2 – 98431 км. Пробег от текущего ремонта в объеме

ТР-1 – 17500 км. Пробег от технического обслуживания в объеме ТО-2 –

435 км, 26 часов 55 минут.

Щебнеочистительная машина РM-80 № 02 1996 г. постройки, капитальный ремонт в объеме КР-1 выполнен 25 декабря 2007 г. в условиях ООО «ПКК» МТН Прага-Путевые машины» г.Ульяновск. Наработка после КР составила 399,077 км. Текущий ремонт второго объема ТР-2 выполнен

15 марта 2016 г. в условиях ПМС-75 г.Гатчина. Наработка после ТР-2 составила 42,689 км. Техническое обслуживание в объеме ТО-3 (СТО) проведено 15 февраля 2017 г., наработка после ТО-3 (СТО) составила

16,477 км, последнее техническое обслуживание в объеме ТО-2 проведено

28 июня 2017 г. Наработка после ТО-2 составила 0,891 км (при норме 8 км).

Согласно данным маршрутного листа от 5 июля 2017 г. № 01568432, выданного автоматизированной системой управления процессами эксплуатации и обслуживания специального подвижного состава

(АСУ СПС), бригада щебнеочистительной машины РМ-80 № 02 в составе  машинистов железнодорожно-сторительных машин Смирнова А.В.,

Мишина С.П., Ларионова А.С., Яковлева Н.А. Долганова А.Г. заступила на работу 5 июля 2017 г. в 8 часов 00 минут.

  1. Последствия.

В результате столкновения и как следствие схода первой колесной пары первой по ходу движения тележки электровоза ЧС2Т № 1041 пострадавших нет. Электровоз ЧС2Т № 1041 поврежден в объеме текущего ремонта ТР-1. Щебнеочистительная машина РМ-80 № 02 повреждена в объеме текущего ремонта ТР-1. Требуется рихтовка 150 м четного пути и замена 9 железобетонных шпал.

Полный перерыв в движении составил 5 часов 15 минут. Задержаны: пассажирские поезда № 77 (5 часов 56 минут), № 289 (3 часа 31 минута),

№ 78 (5 часов 35 минут), № 10 (1 час 30 минут), № 74 (34 минуты),

№ 424 (7 минут), пригородный поезд № 6023 (2 часа 43 минуты), 21 четный и 27 нечетных грузовых поездов общей продолжительностью свыше 282 часов. Произведена смена 24 локомотивных бригад по причине окончания рабочего времени.

  1. Характеристика места.

Участок пути – прямая, профиль пути – подъем 4,8‰, (по ходу движения поезда), род балласта – щебень, толщина балластного слоя

35-40 см, род шпал – железобетонные, эпюра шпал – 1840 шт. на км; тип скреплений – АРС.

  1. Погодные условия.

Светлое время суток, облачно, температура окружающего воздуха +16°С, ветер – северо-западный, 2 м/с.

  1. Конструкция верхнего строения пути.

Характеристика 266 км ПК 3-4 II главного пути перегона Коли – Ефимовская (на балансе Тихвинской дистанции пути): путь бесстыковой, класс пути – 1А3, средняя грузонапряженность на 1 января 2017 г. –

83 млн. т брутто/км в год, пропущенный тоннаж – 126,5 млн. т брутто. Установленная скорость движения поездам: пассажирским – 100 км/ч, грузовым – 80 км/ч. Модернизация пути на новых материалах проведена в 2015 году. Плеть длинной в перегон.

  1. Действия, проведенные при расследовании события.

Для определения причины схода проведен осмотр объектов инфраструктуры, щебнеочистительной машины РМ-80 № 02, прослушан регламент служебных переговоров, проведены натурный осмотр участка II главного пути перегона Ефимовская – Коли с 266 км ПК 4 по 266 км ПК 2, заслушаны объяснения причастных работников, изучена необходимая техническая документация и архив данных аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля.

  1. Результаты проведенного расследования и экспериментов.

Расследованием установлено, что электровоз ЧС2Т № 1041, эксплуатировался в технически-исправном состоянии. Устройства пути, сигнализации, централизации и блокировки содержатся в исправном техническом состоянии. Нарушений режима ведения поезда и управления тормозами со стороны локомотивной бригады не допущено.

Установлено, что в период с 13 часов 45 минут до 14 часов 05 минут по 266 км перегона Коли – Ефимовская проследовал поезд № 2009, замечаний по нарушению габарита подвижного состава локомотивной бригадой не выявлено. Пассажирский поезд № 77 следовал по участку по удалению за грузовым поездом № 2009 с попутным интервалом 7 мин, из чего следует, что нарушение габарита подвижного состава произошло непосредственно перед проходом поезда.

После приведения щебнеочистительной машины РМ-80 № 02 из транспортного положения в рабочее с транспортеров подачи очищенного щебня в соответствии с пунктом 6.4.6 Руководства по эксплуатации щебнеочистительной машины РМ-80 (Российского производства)

80307-00-0001 ИЭ, были сняты предохранительные цепи ограничения поворота транспортеров. Требования указанного пункта в части оставления одной фиксирующей цепи на транспортере носит рекомендательный характер.

  1. Кем и какие нарушения нормативных документов были допущены.

В нарушение требований главы 4, 5 Инструкции о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах Российской Федерации, утверждённой приказом заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации С.А. Гришина от 16 ноября 2001 года № ЦД-862 и пункта 5.2 Инструкции о порядке предоставления и использования «окон» для ремонта и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2014 г. № 3154р)  руководителем работ начальником ОПМС № 8 Поляковым А.А. не подана заявка на внесение изменений в телеграмму-разрешение наименования, количества используемых хозяйственных единиц и порядка их отправления на закрытый перегон.

В нарушение требований Проекта производства работ по среднему ремонту со сплошной сменой рельсов I главного пути перегона Ефимовская – Коли, руководителем работ начальником ОПМС № 8 Поляковым А.А. в нарушение пункта 4.9.4. Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997, не обеспечено ограждение места работ сигнальными знаками «начало опасного места» и «конец опасного места». При запланированном проведении работ по замене плетей (1600 м) на участке с 271 км ПК 3 по 272 км ПК 9 сигнальными знаками огражден участок пути 265 км ПК 4-10. Фактически проводились работы по очистке щебня на 266 км ПК 3.

В нарушение требований пункта 3.28 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённая МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997, руководителем работ, начальником ОПМС № 8 Поляковым А.А. не обеспечено своевременное информирование бригады щебнеочистительной машины РМ-80 № 02 о приближении пассажирского поезда.

В нарушение требований пункта 4.3 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997, ответственный за безопасное производство работ щебнеочистительной машиной РМ-80 № 02 мастер ОПМС № 8 Михайлов В.В. допустил к выполнению обязанностей сигналиста монтера пути Зотеева Д.А., не прошедшего соответствующего обучения и установленного испытания.

Монтер пути ОПМС № 8 Зотеев Д.А., выполнявший обязанности сигналиста, самопроизвольно оставил рабочее место, передав выполнение своих обязанностей монтеру пути ОПМС № 8 Лебедеву И.В., не имеющему права выполнять обязанности сигналиста.

В нарушение требований пункта 14 раздела III Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, монтер пути

ОПМС № 8 Лебедев И.В. не имея соответствующих полномочий, возможно (на основании материалов, представленных субъектом железнодорожного транспорта) допустил вмешательство в управление щебнеочистительной машиной РМ-80 № 02, привел в движение правый транспортер распределения очищенного щебня, чем произвел его нерегламентированный вывод в габарит II главного пути.

В нарушение требований пункта 98 приложения № 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, машинисты проходящих поездов (всего 27 поездов: 13 нечетных, 14 четных) не передали информацию о несоответствии выданного предупреждения на ограничение скорости месту фактического производства работ.

  1. Действие или бездействие причастных руководителей, способствовавших возникновению системных нарушений в вопросах предупреждения аварийности.

В нарушение графика производства путевых работ и телеграммы-разрешения первого заместителя начальника железной дороги Глазкова М.О. от 3 июля 2017 г. № ДОК-6/123 руководитель работ начальник ОПМС № 8 Поляков А.А. допустил использование щебнеочистительной машины

РМ-80 № 02 при производстве путевых работ 5 июля 2017 г.

В нарушение требований пункта 8.10 Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997, руководителем работ начальником ОПМС № 8 Поляковым А.А. не подана заявка в Тихвинскую дистанцию пути на выдачу предупреждения, связанного с производством работ по очистке щебня на 266 км ПК 3.

В нарушение требований пункта 3.27 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997, и.о. начальника Тихвинской дистанции пути Зебургом Б.Э. подана заявка на выдачу предупреждения формы ДУ-61 не по форме № 6. При этом заявка, в нарушение пункта 3.29 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997 выдана на ограничение скорости до  60 км/ч, вместо 50 км/ч.

В нарушение требований приказа от 13.04.2015г. № ОКТ ДИ-300 «О распределении обязанностей между начальником Октябрьской дирекции инфраструктуры и его заместителями», начальник Октябрьской дирекции инфраструктуры Шевцов Е.А. не принял должных мер по обеспечению безопасности движения поездов в границах Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», в части проведения эффективных организационно-технических мероприятий по соблюдению норм и правил, обеспечивающих безопасность движения поездов, а именно: в нарушение пункта 3.29 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997 и.о. начальника Тихвинской дистанции пути Зебургом Б.Э. подана заявка на выдачу предупреждения формы ДУ-61 не по форме № 6. При этом заявка выдана на ограничение скорости до  60 км/ч, вместо 50 км/ч, а также в нарушение пункта 4.9.4. Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997, начальником Тихвинской дистанции пути не обеспечено ограждение места работ сигнальными знаками «начало опасного места» и «конец опасного места». При запланированном проведении работ по замене плетей (1600 м) на участке с 271 км ПК 3 по 272 км ПК 9 сигнальными знаками огражден участок пути 265 км ПК 4-10. Фактически проводились работы по очистке щебня на 266 км ПК 3.

В нарушение требований пункта 1.3 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997,  руководитель работ начальник ОПМС № 8 Поляков А.А. не обеспечил постоянный контроль за соблюдением правил производства путевых работ, выразившееся в невыполнении должностных обязанностей монтерами пути Зотеевым Д.А. и Лебедевым И.В.

В нарушение требований пункта 5.2 Инструкции о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах Российской Федерации, утверждённой приказом заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации С.А. Гришина от 16 ноября 2001 года № ЦД-862, руководителем работ, начальником ОПМС № 8 Поляковым А.А. заявка на отправление хозяйственных поездов со станции Ефимовская подана менее чем за 2 часа до начала «окна».

В нарушение пункта 11.1 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённой МПС РФ № ЦП-485 от 28.07.1997, начальник ОПМС № 8 Поляков А.А., как единый руководитель производства работ, не обеспечил безопасность движения при производстве работ.

В нарушение требований пункта 4.2 распоряжения ОАО «РЖД» от

30 сентября 2004 г. № 3370р «О случае схода вагонов в организованном поезде № 3010, допущенного 6 сентября 2004 г. из-за нарушения габарита подвижного состава при подготовке к работе путевой машины РМ-80 № 367» в Октябрьской дирекции по ремонту пути «Путьрем» до момента передачи в Октябрьскую дирекцию инфраструктуры не обеспечено выполнение работ по оборудованию путевой техники устройствами, исключающими выход рабочих органов за габарит подвижного состава. Аналогичные работы не выполнены в Октябрьской дирекции инфраструктуры при подготовке щебнеочистительной техники к летним путевым работам 2017 года.

  1. Выводы. Причинно-следственные связи.

На основании материалов, представленных субъектом железнодорожного транспорта, комиссия пришла к выводу, что основной, преобладающей причиной столкновения, послужило нарушение со стороны руководителя работ начальника ОПМС № 8 Полякова А.А. пункта 40 раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, в части проведения работ щебнеочистительной машиной РМ-80 № 02 по

II главному пути перегона Ефимовская – Коли, а именно:

работа щебнеочистительной работы проводилась вне графика;

фронт работ щебнеочистительной машины РМ-80 № 02 не обеспечен сигналистами;

нарушение требований безопасности движения при производстве путевых работ, выразившееся в выдвижении транспортера в габарит подвижного состава II главного пути.

В соответствии с пунктом № 4 Положения о классификации, порядке расследования и учёта транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации  железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344, данный случай классифицировать как событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом на перегоне при поездной работе.

WP_20170705_22_49_54_Pro

 

Дата последнего изменения 15 февраля 2019 19:24