Карта территориальных органов Ространснадзора

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Проект доклада

 

ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСТРАНСНАДЗОРА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2020 ГОДА

 

ДОКЛАД

 «О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2020 ГОДА»

 

Докладчик: начальник Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора – главный государственный инспектор
Госжелдорнадзора

Семенов Сергей Викторович

  
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий доклад составлен в целях реализации пункта 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 4.3 паспорта ведомственного приоритетного проекта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2018 года №13(2) на основании Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2018 года №13(2), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания от 18 августа 2016 г. № 6), Распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Ф. Басаргина от 30 марта 2018 года №ВБ-112-р(фс) «О проведении публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». 

ЦЕЛИ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики
являются:

  • обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора), его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее — обязательные требования);
  • обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их доведения до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — объекты государственного надзора);
  • совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
  • повышение результативности и эффективности контрольно — надзорной деятельности.
ЗАДАЧИ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики
являются

  • выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;
  • выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
  • выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
  • выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
  • выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применятся объектами государственного надзора в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Задачами и функциями Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта являются:

  • федеральный государственный надзор в области железнодорожного транспорта (контроль (надзор) за соблюдением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;
  • федеральный государственный надзор в области железнодорожного транспорта (контроль (надзор) за соблюдением законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»;
  • федеральный лицензионный контроль за деятельностью по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
  • федеральный лицензионный контроль за деятельностью по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
  • федеральный лицензионный контроль за погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2020 ГОДА

За I полугодие 2020 года на территории, подконтрольной Северо-Западному Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:

  • было запланировано проведение 50 проверок (аналогичный период в 2019 году - 78 проверок);
  • фактически проведено 46 проверок (аналогичный период в 2019 году – 75), из них 18 плановых проверок (аналогичный период в 2019 году - 56) и 28 внеплановые проверки (аналогичный период в 2019 году - 19);
  • принято участие в 34 проверках с органами прокуратуры (аналогичный период в 2019 году - 23);
  • проведено 69 рейдовых осмотров (аналогичный период в 2019 году - 82).
  • проведено 10 проверок соблюдения лицензионных требований (аналогичный период в 2019 году – 15)

Таким образом, всего за I полугодие проведено 149 контрольно-надзорных мероприятий (аналогичный период в 2019 году - 180) что на 17% меньше чем в предыдущем году.

Если смотреть на структуру контрольно-надзорных мероприятий, то можно отметить снижение количества плановых проверок в процентном соотношении от общего количества контрольно-надзорных мероприятий за I полугодие 2020 года - 12% против 31% за аналогичный период 2019 года.

Процент количества проведенных рейдовых осмотров остался на том же уровне – 46%.

Количество принятых участий в проверках, проводимых органами прокуратуры и количество внеплановых проверок от общего количества контрольно-надзорных мероприятий составили 23% и 19% соответственно, т.е. рост по сравнению с аналогичным периодом 2019 года по 10%.

Изменение структуры в первую очередь связано с пандемией нового короновируса COVID-19.

Внеплановые проверки распределились следующим образом:

  • проверки соискателя лицензии 57% (аналогичный период в 2019 году - 63%);
  • по контролю выполнения предписания 22% (аналогичный период в 2019 году - 0%);
  • по обращениям граждан 21% (аналогичный период в 2019 году – 37%);

 

В I полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в 3 раза уменьшилось количество обращений граждан (71 обращение против 210)

Также уменьшилось количество проведенных административных расследований – 121 за I полугодие 2020 года (аналогичный период в 2019 году – 159)

 

За I полугодие 2020 года на территории, подконтрольной Северо-Западному Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в ходе проведения проверок было выявлено 373 нарушения Обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации (аналогичный период в 2019 году - 832), из них 64 угрожающих обеспечению безопасности движения и требующих немедленного устранения (аналогичный период в 2019 году - 166)

В результате запрещена эксплуатация 6 железнодорожных путей (аналогичный период в 2019 году - 135), 6 стрелочных переводов (аналогичный период в 2019 году - 34), отставлено от эксплуатации 6 единиц подвижного состава (аналогичный период в 2019 году - 63).

Также в период с 1 апреля по 1 июля 2020 года Северо-Западным Управлением принято участие в 246 обследованиях железнодорожных переездов. В результате осмотров установлено:

  • 27 переездов соответствует обязательным требованиям;
  • 219 переездов частично соответствует.

 

За выявленные в ходе осмотров грубые нарушения Обязательных требований в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта привлечено к административной ответственности 32 должностных лица, выдано 9 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, инициировано закрытие 6 железнодорожных переездов.

Вышеуказанные показатели многократно снизились не только по причине отмены плановых проверок в связи с пандемией нового короновируса, но в том числе и в результате усиленной работы Северо-Западного Управления по профилактике нарушений субъектами надзора Обязательных требований. 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

К профилактическим мероприятиям относятся:

- предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

- представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения;

- рейдовые осмотры подвижного состава в процессе его эксплуатации;

 

Так за I полугодие 2020 года в адрес субъектов железнодорожного транспорта Северо-Западным Управлением государственного железнодорожного надзора было выдано 26 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, в том числе 18 руководителям структурных подразделений ОАО «РЖД» (за аналогичный период 2019 года – 24 предостережения). Внесено 52 представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (за аналогичный период 2019 года – 94). Проведено 69 рейдовых осмотров (за аналогичный период 2019 года – 82).

В рамках реализации профилактических мероприятий Управлением:

  • ведется активная работа с органами исполнительной власти, владельцем инфраструктуры и владельцами путей необщего пользования по профилактике нарушений обязательных требований законодательства;
  • проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики;
  • принимается участие в международных и Российских форумах по вопросам обеспечения безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • на сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта размещаются актуальные версии нормативных и правовых актов РФ в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железно дорожного транспорта в РФ;

 

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИШЕСТВИЯ

Благодаря профилактической работе Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора, на подконтрольной территории количество событий, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта снижается.

В соответствии с пунктом 6 приказа Министерства транспорта №344 от 18.12.2014: При получении информации о транспортных происшествиях, указанных в п. 3 настоящего Положения (авария, крушение), для расследования приказом Ространснадзора за подписью руководителя Ространснадзора или лица, исполняющего его обязанности формируется комиссия из числа работников Ространснадзора.

За I полугодие 2020 года проведено 7 таких расследований (13 за аналогичный период 2019 года), что практически в 2 раза меньше.  

СВЕДЕНИЯ О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2020 ГОДА

В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за I полугодие 2020 года количество вынесенных постановлений «прямого» действия составило:

- по ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ привлечено 1 должностное лицо (аналогичный период в 2019 году - 3);

- по ч. 2 ст. 11.1 КоАП РФ привлечено 5 должностных и физических лиц (аналогичный период в 2019 году - 19);

- по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ привлечено 274 должностных и физических лиц (аналогичный период в 2019 году - 348);

- по ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ привлечено 6 должностных и физических лиц (аналогичный период в 2019 году - 13);

- по ст. 11.16 КоАП РФ привлечено 11 должностных и физических лиц (аналогичный период в 2019 году - 28).

По видам статей КоАП структура распределения в процентном соотношении от общего количества постановлений по статьям «прямого действия» за I полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года практически не изменилась и выглядит следующим образом:

- по ч. 2 ст. 11.1 КоАП РФ 2% (аналогичный период в 2019 году - 4%);

- по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ 92% (аналогичный период в 2019 году - 85%);

- по ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ 2% (аналогичный период в 2019 году - 3%);

- по ст. 11.16 КоАП РФ 4% (аналогичный период в 2019 году - 7%).

Сумма взысканных штрафов статьям прямого действия (тыс. руб) составила:

- по ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ - 3 (аналогичный период в 2019 году - 26);

- по ч. 2 ст. 11.1 КоАП РФ - 10,1 (аналогичный период в 2019 году - 38);

- по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ - 273,7 (аналогичный период в 2019 году – 346,1);

- по ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ -  13,8 (аналогичный период в 2019 году – 12);

- по ст. 11.16 КоАП РФ 36,5 - (аналогичный период в 2019 году – 79,5).

 За I полугодие 2020 года судьям направлено для рассмотрения 44 административных дела (аналогичный период в 2019 году – 71), из них:

- по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ 7 (аналогичный период в 2019 году - 9);

- по ст.19.6 КоАП РФ 1 (аналогичный период в 2019 году - 4);

- по ст.19.7 КоАП РФ 15 (аналогичный период в 2019 году - 23)

- по ч. 1 ст.14.1.2 КоАП РФ 0 (аналогичный период в 2019 году - 2)

- по ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ 14 (аналогичный период в 2019 году - 25)

- по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ 6 (аналогичный период в 2019 году - 8)

- по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ 1 (аналогичный период в 2019 году - 0)

Структура распределения по судебным статьям КоАП в процентном соотношении от общего количества протоколов за I полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года также осталась практически неизменна.

В результате правоприменительной практики за первое полугодие 2020 года количество составленных протоколов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилось практически на 30 процентов (345 против 483 в 2019 году), а количество взысканных штрафов почти в 5 раз с 2475,7 тыс. руб. за I полугодие 2019 года до 525,5 тыс. руб. за аналогичный период 2020 года.

Такая положительная тенденция стала возможной благодаря активной профилактической работе Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора с одной стороны и адекватной реакцией субъектов железнодорожного транспорта с другой стороны.  

ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ВЫДАЧА СВИДЕТЕЛЬСТВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ

Одним из направлений деятельности Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора является осуществление функций по проведению проверок теоретических знаний лиц, претендующих на получение свидетельств, подтверждающих право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом и выдача таких свидетельств кандидатам, успешно прошедшим проверку теоретических знаний в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 22 августа 2019 г. N 273 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом, приостановления действия и аннулирования указанного свидетельства, а также требований к его оформлению и Формы свидетельства"

За первое полугодие 2020 года было проведено 10 проверок теоретических знаний в городах: Санкт-Петербург, Вологда, Ярославль, Ржев, Калининград, Котлас. По результатам проверок было выдано 139 свидетельств на право управления подвижным составом, из них 125 – локомотивом, 14 – мотор-вагонным подвижным составом, 0 – специальным самоходным подвижным составом. 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях совершенствования деятельности федерального государственного железнодорожного надзора целесообразно в качестве основных направлений продолжить работу, проводимую по применению риск-ориентированного подхода при организации надзорной деятельности, при этом необходимо обратить внимание на следующие направления:

а)   информирование бизнес-сообщества о проводимых мероприятиях по внедрению риск-ориентированного подхода;

б)   повышение доли профилактической работы в деятельности надзорных органов, посредством разработки комплекса организационно-профилактических мероприятий по результатам мониторинга безопасности движения расследования транспортных происшествий;

в)   при проведении мероприятий по контролю (надзору) в обязательном порядке проводить разъяснительную работу по соблюдению требований законодательства в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта со всеми категориями обслуживающего персонала (работников) организаций.

Прием предложений и замечаний по обзору результатов обобщения и анализа правоприменительной практики при организации и осуществлении федерального государственного железнодорожного надзора должностными лицами Управления осуществляется по адресу: 190031, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 117, лит. А, тел. (812) 436-90-73/факс (812) 436-90-88, а также путем направления предложений на сайт Управления.

 

Дата последнего изменения 17 ноября 2021 20:14